Старая и новая редакции
- ← Предыдущее
- Следующее →
Выберите год учебника
● Все года
Вопрос
№479 учебника 2019-2022 (стр. 65):
Выполните один из вариантов проектно-исследовательской работы.
1. Создайте «Статистический портрет класса», используя количественные числительные. Проанализируйте общее количество учеников в классе, их средний возраст, соотношение мальчиков и девочек, успеваемость, увлечения и т. п. Представьте результаты исследования в виде графиков, таблиц, диаграмм. Работу можно выполнить по группам.
2. Соберите материал для сборника на тему «Числительное семь в загадках, пословицах, поговорках и фразеологизмах».
№479 учебника 2022-2024 (стр. 40):
Слитно или через дефис? Спишите, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в правиле) Определите разряд прилагательных.
(Сельско)хозяйственный, (физико)математический, (русско)английский, (стале)литейный, (средне)вековый, (тугоплавкий), (зеленовато)серый, (десяти)этажный, (паровозо)ремонтный, (юго)восточный, (изжелта)красный, (трёх)метровый, (садово)огородный, (рельсо)прокатный, (северо)западный, (сорока)километровый, (древне)русский, (фабрично)заводской, (хлопчато)бумажный, (двух)комнатный.
№479 учебника 2011-2018 (стр. 87):
Диктант. Укажите разряд местоимений. Объясните условия выбора н и нн в суффиксах прилагательных.
Какой(нибудь) (не)большой подарок, с кем(нибудь) пос..ветоваться, на кожа(н, нн)ом (тёмно)коричнев..м переплёт.., на внутре(н, нн)ей сторон., крышк.., чья(то) стари(н, нн)ая вышивка, (бледно)розовая с..лфетка, какие(либо) комнатные р..стения, шерстя(н, нн)ая пряжа для в..зания, (не)сложные контуры рисунка для вышивания, деревя(н, нн)ый или костя(н, нн)ой крюч..к, (ни)чего (ни)(у)кого (не)ок..залось, (не)чем отбл..годарить за вн..мание.
Подсказка
№479 учебника 2019-2022 (стр. 65):
Задание выполняется самостоятельно.
№479 учебника 2022-2024 (стр. 40):
Если прилагательное образовано от сочетания слов, где одно подчинено другому, то это слово пишется слитно, а если от двух независимых слов, то через дефис.
№479 учебника 2011-2018 (стр. 87):
Обратимся к теме «Разряды местоимений».
Вставим буквы и раскроем скобки:
какой-нибудь, с кем-нибудь, чья-то, какие-либо — правописание неопределённых местоимений;
небольшой (=маленький), несложные (=лёгкие) — правописание НЕ с прилагательными;
посоветоваться, салфетка — словарные слова;
кожаном, внутренней, старинная, шерстяная, деревянный, костяной — Н/НН в прилагательных;
тёмно-коричневом (цвет), бледно-розовая (цвет) — правописание сложных прилагательных;
на тёмно-коричневом (каком?) — окончание прилагательного;
на переплёте (2 скл., П. п.), на стороне (1 скл., П. п.), крышки (1 скл., Р
п.) — окончания существительных;
растения, внимание — корни с чередованием гласных;
вязания (вяжет), оказалось (окажется), отблагодарил (благо) — безударные гласные в корне;
крючок — О/Ё после шипящих;
ничего, ни у кого, нечем — НЕ и НИ с местоимениями;
не оказалось — частицу НЕ с глаголом пишем раздельно.
Ответ
№479 учебника 2022-2024 (стр. 40):
Это относительные прилагательные.
Сельскохозяйственный (сельское хозяйство),
физико-математический (физика и математика),
русско-английский (русский и английский),
сталелитейный (лить сталь),
средневековый (средние века),
тугоплавкий (туго плавится),
зеленовато-серый (цвет),
десятиэтажный (десять этажей),
паровозоремонтный (ремонт паровозов),
юго-восточный (юго-восток),
изжелта-красный (цвет),
трёхметровый (три метра),
садово-огородный (сад и огород),
рельсопрокатный (прокат рельсов),
северо-западный (северо-запад),
сорокакилометровый (сорок километров),
древнерусский (Древняя Русь),
фабрично-заводской (фабрика и завод),
хлопчатобумажный (бумага из хлопка),
двухкомнатный (две комнаты).
№479 учебника 2011-2018 (стр. 87):
Какой-нибудь (неопр.) небольшой подарок, с кем-нибудь (неопр.) посоветоваться, на кожаном тёмно-коричневом переплёте, на внутренней стороне крышки, чья-то (неопр.) старинная вышивка, бледно-розовая салфетка, какие-либо (неопр.) комнатные растения, шерстяная пряжа для вязания, несложные контуры рисунка для вышивания, деревянный (искл.) или костяной крючок, ничего (отр.) ни у кого (отр.) не оказалось, нечем (отр.) отблагодарить за внимание
- ← Предыдущее
- Следующее →
«Неприемлемый» или «неприемлимый»: как пишется?
Неприемлемый проверочное слово с проверочной буквой в корне:
приемлемый
По произношению проверочного слова становится понятно, что в корне слова «неприемлемый» пишется такая же буква, как и в слове «приемлемый».
Неприемлемый однокоренные и проверочные словадонимать, неимать, неимущий, преимущество, снимать
Неприемлемый разбор слова по составу по правилам русского языка школьной программы: приставка не, корень приемл, суффикс ем, окончание ый, основа неприемлем
Пример предложения со словом «неприемлемый»При скрытой трансакции неприемлемый стимул маскируется, становясь скрытым посланием — чаще всего с учётом потребности в признании.
Неправильное написание слова: неприемлимый, неприимлемый, неприимлимый, непреемлемый, непреемлимый.
Слитное написание НЕ
Вне зависимости от грамматической принадлежности слова отрицание не пишется слитно в следующих случаях.
1. Если после не, имеющего отрицательный смысл, следует часть слова, отдельно (без не) в качестве самостоятельного слова не существующая, например:
• существительные: небылица, неваляшка, невежество, невежда, невзгода, невидаль, невидимка, невольник, негодяй, недотрога, недуг, незабудка, ненависть, ненастье, неполадки, непоседа, неряха, несмышлёныш, неудачник, нехристь;
• прилагательные (а также образованные от них наречия на о): небрежный, невзрачный, невозвратимый, невредимый, неизбежный, неизменный, нелепый, необходимый, непобедимый, непрестанный, неразлучный, несказанный, нескончаемый, несмолкаемый, несомненный, несравненный, несуразный, несчастный, неуклюжий, нестерпимый, непоколебимый, непререкаемый, неукротимый; небрежно, нелепо, необходимо, несомненно;
• глаголы: невзвидеть, невзлюбить, негодовать, недомогать, несдобровать, ненавидеть, нездоровиться, неможется, недоумевать, нейдёт, неймётся;
• наречия и другие неизменяемые слова: невмоготу, невмочь, невтерпёж, невдомёк, невзначай, невпроворот, нельзя, ненароком, неужто.
2. Если часть слова без не в самостоятельном употреблении имеет другое, не связанное с данным словом значение, например: неведение (‘неосведомленность’; ведение означает ‘сфера деятельности’, сравните: в его ведении находилось…); недостаток (‘изъян’; достатокозначает ‘зажиточность, отсутствие нужды’); несчастье (‘беда’, а не ‘отсутствие счастья’), неважный (‘плохой’; важный означает ‘гордый’ и ‘значительный’); недалёкий (‘не очень умный’; далёкий означает ‘находящийся на большом расстоянии’); недоставать (в значении ‘недостаточно’), неприятель (‘враг’). Сравните также: небывалый случай, неверный свет, невероятное событие, невозможный характер, невольная ложь, негодный мальчишка, немедленный отклик, непосредственная реакция; неровность(в значении ‘неровное место на поверхности’); недаром(в значении ‘не напрасно’).
3. В составе приставок недо-и небез-(небес-):
• недо- со значением неполноты, недостаточности по сравнению с нормой, например: недовес, недоделка, недомерок, недооценка, недочёт; недоспелый, недоразвитый; недовыполнить, недодать, недоедать, недополучить, недосказать, недосмотреть, недосолить, недоспать, недосчитаться;
От глаголов с приставкой недо- следует отличать глаголы с приставкой до- и предшествующей частицей не (такие глаголы с частицей не обозначают не доведенное до конца действие). Сравните: Недосмотрел за ребёнкоми Не досмотрел до конца пьесу; Они хронически недоедаюти Он обычно не доедает свою порцию.
• небез- (небес-) со значением умеренной, но достаточно значительной степени признака, например: небезызвестный (‘довольно известный’), небезосновательный, небесполезный (‘довольно полезный’), небесплодно (‘довольно результативно’).
Правило
Проверочное слово: покупка.
Мягкий знак в конце
Начнем с мягкого знака:
в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.
Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
- Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
- Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:
стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.
Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:
носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ
бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ
чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ
есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят
дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
- все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
- 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
- 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого глагола в 3 лице множественного числа (они что делают?).
Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Слово «неспособный» пишется слитно
Слово «способный» обозначает непосредственный признак предмета и отвечает на вопрос какой?
Способный мальчик быстро освоил игру в шахматы.
Приставочным способом это прилагательное образует новое слово с противоположным значением:
способный ← неспособный
Ты считаешь, что наш сын неспособный к музыке?
В написании интересующего нас слова с не- применим правило орфографии.
Слово пишется слитно с приставкой не-, если оно имеет противоположное значение и его можно заменить синонимом без этой приставки.
Слово «неспособный» можно заменить синонимами «бездарный», «бесталанный»,»посредственный».
Наш кот неспособный (бездарный) к дрессировке.
Также в выборе слитного написания прилагательного с не- учитываем, что в предложении содержится утверждение. В сообщении нет противопоставления, частиц «далеко», вовсе», «отнюдь», усиливающих отрицание, и слов с начальным -ни. При таких грамматических условиях в контексте прилагательное пишется слитно со словообразовательной приставкой не-.
В аналогичной речевой ситуации следует правильно писать слитно с не- прилагательные:
- скромный ← нескромный вопрос (бесцеремонный, откровенный),
- большой ← небольшой багаж (маленький),
- обычный ← необычный наряд (экстравагантный, оригинальный),
- верный ← неверный ответ (ошибочный).
Наличие у прилагательного зависимых слов (совершенно, абсолютно, очень, крайне и пр.) не влияет на слитное написание с приставкой не-.
Примеры
Ну что поделать, если этот мальчуган совершенно неспособный к образному мышлению.
Учтите, что он неспособный на самопожертвование.
Вы считаете, что ваш ребенок неспособный к обману?
Правила
Слова «неприемлемый» и «не приемлемый» пишут слитно или раздельно. В двух вариантах в корне нужно писать сочетание гласных «ие», а в конце слова в предпоследнем слоге употребляют букву «е».
Слитно слова пишут тогда, когда для них легко подобрать синонимы. Раздельно эти слова обычно пишут всегда, когда есть оборот с отрицанием или противопоставлением.
Сложности вызывают и гласные буквы этого слова. Путаницу с буквами «е» и «и» вначале и в конце слова трудно проверить, потому что слово относится к словарным. Поэтому рекомендуют запомнить написание или сверять его с орфографическим словарем.