Дорожки не расчищены как пишется

Незаселенные дома на окраине как пишется

Ответы справочной службы

Здравствуйте. Как правильно «нечищеный въезд в гараж» или «не чищенный въезд»? Когда двойное НН и когда частица «не» слитно/раздельно?

Написание зависит от наличия у отглагольной формы зависимых слов: нечищеный въезд в гараж, еще не чищенный въезд в гараж.

Страница ответа

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, в этом примере слово «нечищеные» должно писаться с одной Н и НЕ- слитно? «Автомобилисты вынуждены рисковать жизнями из-за нечищеных от снега дорог». И вот в этом примере слово «неочищенных» как правильно пишется. «Автомобилисты вынуждены рисковать жизнями из-за не очищенных от снега дорог». И подскажите, пожалуйста, на какие правила нужно ориентироваться в подобных случаях. Спасибо!

В обоих случаях при причастии есть зависимые слова, поэтому следует писать с двумя -н- и раздельно: Автомобилисты вынуждены рисковать жизнями из-за не чищенных от снега дорог. Автомобилисты вынуждены рисковать жизнями из-за не очищенных от снега дорог.

Страница ответа

не случайно или неслучайно? нетрудно или не трудно?

Все варианты возможны. Написание зависит от контекста.

Страница ответа

«Не» с причастиями пишется раздельно

Если же у при­ча­стия име­ют­ся зави­си­мые сло­ва, то есть это уже при­част­ный обо­рот, тогда отри­ца­тель­ная части­ца «не» пишет­ся раз­дель­но, например:

  • не про­чи­тан­ная дедуш­кой газета;
  • ещё не погас­ший костёр;
  • не боя­щий­ся высо­ты ;
  • не под­ня­тый мат­ро­са­ми флаг;
  • дав­но не бри­тый подбородок.

В каче­стве зави­си­мых слов могут высту­пать отри­ца­тель­ные место­име­ния и наречия:

  • никем не заме­чен­ная публикация;
  • нисколь­ко не усво­ен­ное правило;
  • ничем не оправ­дан­ный поступок;
  • ничуть не заме­чен­ный жест.

В пред­ло­же­нии может быть про­ти­во­по­став­ле­ние. Это вто­рое усло­вие раз­дель­но­го напи­са­ния «не» с пол­ным причастием:

В-третьих, заме­ча­ем в пред­ло­же­нии сло­ва дале­ко , вовсе , отнюдь :

  • дале­ко не преду­смот­рен­ное обстоятельство;
  • вовсе не иссле­до­ван­ный район;
  • отнюдь не решён­ная задача.

Наречия меры и сте­пе­ни, уси­ли­ва­ю­щие сте­пень при­зна­ка, не вли­я­ют на слит­ное или раз­дель­ное напи­са­ние причастий:

  • совер­шен­но неис­сле­до­ван­ный ост­ров; совер­шен­но не иссле­до­ван­ный гео­ло­га­ми остров;
  • совсем непро­ши­тая ткань; совсем не про­ши­тая бабуш­кой ткань;
  • чрез­вы­чай­но необ­ду­ман­ное реше­ние; чрез­вы­чай­но не обду­ман­ное нами решение;
  • абсо­лют­но неустав­ший спортс­мен; абсо­лют­но не устав­ший во вре­мя тре­ни­ров­ки спортсмен;
  • почти неза­се­ян­ное поле; почти не засе­ян­ное с утра поле.

Правописание не с причастиями 30 слов

Слитное и раздельное написание не с причастиями

I. По независящим причинам; нерешаемая задача; трава не скошена; неубранное поле; книга не прочитана; никогда не знавшие страха; не останавливающийся ни перед какой преградой; никем не исследованный вопрос; недоумевающий по поводу поведения одноклассника; не подоспевшие вовремя на помощь; неисправленная работа по математике; незаселенные на окраине дома; нерешенная задача по физике; вещи не собраны; сочинение не написано; ненаписанное сочинение по литературе; тропинка не освещена; дорожки не расчищены; не взволнованное, а успокоившееся море; далеко не решенный вопрос; непрекращающийся ливень; задача не решенная, а только начатая; не встреченный никем.

II. Нераспечатанное письмо; не распечатанное отцом письмо; письмо не распечатано; не написанный, а отпечатанный текст; полы не покрашены; не покрашенные масляной краской; вовсе не продуманное решение; еще не заселенный дом; незаселенные дома на окраине; вода не пролита; неисправимый дефект; портфель не кожаный; ненавидел фальшь; не был в школе; кофта не коричневая; неширокая, но глубокая речонка; костер не погашен; еще не засеянные поля; не знающий усталости; не громкий, а тихий разговор; бормочет что-то невнятное; невежда в музыке; не красивый, а просто симпатичный; поступил далеко не красиво; несбыточность помыслов.

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Класс: 7

Ключевые слова: причастие , НЕ с причастиями , метод кейсов , правописание причастий

Цели:

  • повторить особенности причастия как части речи;
  • повторить написание отрицательной частицы НЕ с прилагательными и глаголами, показывая условия выбора этой орфограммы в причастиях;
  • сформулировать правила написания НЕ с причастиями в ходе наблюдения над лингвистическим материалом, привлекая знания правописания НЕ с глаголами и прилагательными;
  • отработать на практике новую орфограмму.

Задачи:

Образовательные:

  • различать частицу НЕ, приставку НЕ и НЕ в составе корня;
  • применять полученные знания на практике;
  • формировать умение анализировать лингвистический материал;
  • развивать орфографическую зоркость.

Развивающие:

  • развивать умение формулировать тему урока, цели;
  • развивать умение выдвигать гипотезу, подбирать аргументы, делать вывод, оформлять связное высказывание по теме;
  • развивать умение самостоятельно добывать новые знания, привлекая к решению проблемы уже имеющиеся.

Воспитывающие:

  • воспитывать культуру поведения при групповой и самостоятельной работе;
  • воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.

Ход урока

2. Орфографическая минутка

Не участвовал в драке, бурно негодовать, не слышатся шорохи; не широкая, а узкая река; не широкое, но длинное платье; говорить неправду, очень недобрый взгляд, далеко не высокий дом, незнакомый человек, вовсе не лёгкое задание, отнюдь не интересная книга, ученик недоумевали, путь не близок, а далёк; ничуть не весёлый разговор, нелепый разговор.

— Какое орфографическое правило мы повторить в ходе словарного диктанта?

— Вспомните, как пишется отрицательная частица НЕ с прилагательными и глаголами?

— Почему мы взяли только эти части речи?

— Что нового мы должны узнать?

3. Актуализация знаний по теме

Метод кейсов. Класс делится на группы по 4–5 человек. На выполнение задания даётся 10 минут.

Представьте, что вы являетесь членами Орфографической комиссии Института русского языка им. В.В.Виноградова РАН. Вам поручили составить учебное пособие для школьников с правилами написания отрицательной частицы НЕ с причастиями. Вы с коллегами уже подобрали лингвистический материал для анализа. Остался последний этап — составить таблицу с правилами. Обсудите таблицу с коллегами и запишите свои выводы.

Бурно негодующий; трава не скошена; письмо не распечатано; нерешаемая задача; неубранные книги; не встреченный мною друг; далеко не решённый вопрос; не заклеенное, а распечатанное письмо; ненавидящий ложь; дорожки не расчищены; не знающий усталости студент; вовсе не продуманное решение; недомогавший ребёнок; крайне необдуманное решение.

Учащиеся анализируют лингвистический материал, составляют таблицу с правилами написания частицы НЕ с причастиями, подбирая свои примеры и используя материалы карточки с заданием.

Русский язык. 7 класс

Укажите пример, в котором не со словом пишется слитно.

Укажите пример, в котором не со словом пишется слитно.

ещё (не)скошенное поле

(не)продуманное до конца решение

Укажите ошибочное объяснение орфограммы.

ещё (не)покрашенный дом – при полном причастии есть зависимое слово, поэтому не пишется слитно

дорожки (не)расчищены – краткое причастие, не пишется раздельно

(не)потревоженные утки – при полном причастии нет зависимых слов, поэтому не пишется слитно

(не)скошенная, а вытоптанная трава – при полном причастии есть противопоставление, поэтому не пишется раздельно

Укажите ряд, в котором все слова с не пишутся раздельно.

очень (не)красивый поступок, книга (не)прочитана, (не)организованная экскурсия

(не)исправленная вовремя ошибка, вовсе (не)спавший, (не)потревоженные утки

(не)исследованная геологами территория, дорожки (не)расчищены, (не)вырубленный, а сгоревший лес

ещё (не)решённая задача; статья (не)написана; (не)глубокая, но широкая река

Укажите ряд, в котором все слова с не пишутся раздельно.

калитка (не)закрыта, (не)погасший костёр, (не)останавливающийся ни на минуту

(не)знавшие страха, (не)взошедшее солнце, (не)прошеный гость

(не)остывшая от зноя земля, местность (не)исследована, ничем (не)оправданный поступок

вовсе (не)интересный фильм, (не)затворённая дверь, (не)умолкающий шум

1) Море курилось парным туманом, сливаясь с ещё (не) расчищенным небом?

1) Море курилось парным туманом, сливаясь с ещё (не) расчищенным небом.

2) (Не) скошенные луга так душисты, что с (не) привычки туманится и тяжелеет голова 3) Дом стоял посреди степи, ничем (не) огороженный.

4) Настоящие охотники берегут, (не) стреляют лосей.

Любуются они большими, красивыми животными, (не) причиняющими вреда человеку.

2) Задание : Разберите по составу все причастие и деепричастие.

1. Море курилось парным туманом, сливаясь с еще не расчищенным небом (у прич.

Слово еще, причастие образует оборот, поэтому с НЕ пишется раздельно).

2) Нескошенные луга(у прич.

Поэтому с НЕ пишется слитно)так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова

3) Дом стоял посреди степи, ничем неогороженный.

Слово ничем, причастие образует оборот, поэтому с НЕ пишется раздельно)

4) Настоящие охотники берегут, нестреляют лосей.

Любуются они большими, красивымиживотными, непричиняющими вреда человеку.

Слово вреда, причастие образует оборот, поэтому с НЕ пишется раздельно)

Как правильно пишется словосочетание «не чищенный»

Делаем Карту слов лучше вместе

Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: доварить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Предложения со словосочетанием «не чищенный&raquo

Если бы штабные были прежние, у многих винтовки несколько месяцев не чищенные, то, скорее всего, план немцев выгорел бы.

Цитаты из русской классики со словосочетанием «не чищенный»

Передонов принялся есть изюм, как он был, не мытый и не чищенный , и съел весь фунт быстро и жадно, стоя у стола, озираясь на дверь, чтобы Клавдия не вошла невзначай.

ЧИ’ЩЕННЫЙ, ая, ое; -щен, а, о. Прич. страд. прош. вр. от чистить. (Толковый словарь Ушакова)

Дополнительно

Предложения со словосочетанием «не чищенный&raquo

Если бы штабные были прежние, у многих винтовки несколько месяцев не чищенные, то, скорее всего, план немцев выгорел бы.

А посреди витрины находился давно не чищенный серебряный поднос.

Пиджак сдвинулся в сторону, и показались носки ботинок, не чищенных, пожалуй, лет сто.

Морфология

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Поиск ответа

Всего найдено: 1557

Вопрос № 255530

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Класс: 7

Цели:

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитывающие:

Ход урока

2. Орфографическая минутка

Не участвовал в драке, бурно негодовать, не слышатся шорохи; не широкая, а узкая река; не широкое, но длинное платье; говорить неправду, очень недобрый взгляд, далеко не высокий дом, незнакомый человек, вовсе не лёгкое задание, отнюдь не интересная книга, ученик недоумевали, путь не близок, а далёк; ничуть не весёлый разговор, нелепый разговор.

— Какое орфографическое правило мы повторить в ходе словарного диктанта?

— Вспомните, как пишется отрицательная частица НЕ с прилагательными и глаголами?

— Почему мы взяли только эти части речи?

— Что нового мы должны узнать?

3. Актуализация знаний по теме

Метод кейсов. Класс делится на группы по 4–5 человек. На выполнение задания даётся 10 минут.

Представьте, что вы являетесь членами Орфографической комиссии Института русского языка им. В.В.Виноградова РАН. Вам поручили составить учебное пособие для школьников с правилами написания отрицательной частицы НЕ с причастиями. Вы с коллегами уже подобрали лингвистический материал для анализа. Остался последний этап — составить таблицу с правилами. Обсудите таблицу с коллегами и запишите свои выводы.

Бурно негодующий; трава не скошена; письмо не распечатано; нерешаемая задача; неубранные книги; не встреченный мною друг; далеко не решённый вопрос; не заклеенное, а распечатанное письмо; ненавидящий ложь; дорожки не расчищены; не знающий усталости студент; вовсе не продуманное решение; недомогавший ребёнок; крайне необдуманное решение.

Учащиеся анализируют лингвистический материал, составляют таблицу с правилами написания частицы НЕ с причастиями, подбирая свои примеры и используя материалы карточки с заданием.

4. Обсуждение итогов групповой работы. Составление общей таблицы

НЕ слитно

НЕ раздельно

1.С полными причастиями, если нет зависимых слов: неубранные книги.

1. С полными причастиями, если есть зависимые есть от них слова: не встреченный мною друг.

2. С причастиями, образованными от глаголов, которые без не не употребляются: негодующий, ненавидящий.

2. С причастиями, при которых есть противопоставление: не выдуманная, а реальная история.

3. При пояснительных словах весьма, крайне, очень, совершенно, обозначающих степень качества: крайне необдуманное решение.

3. С краткими страдательными причастиями: письмо не распечатано, дорожки не расчищены.

4. Если есть слова отнюдь не, вовсе не, далеко не: отнюдь не проверенные данные.

5. Закрепление материала

Применение составленных правил написания частицы НЕ с причастиями на практике и синтаксический разбор предложения.

Неосвещённая часть леса выглядела сумрачно.

Ветер шевелил на деревьях листья, ещё не успевшие облететь.

Спишите, раскрывая скобки.

1. К огороду вела извилистая, никем (не) расчищенная дорожка. 2. На (не) скошенном лугу пестрели цветы. 3. (Не) допитый стакан молока стоял на столе. 4. На столе лежал (не) закрытый дневник. 5. Кругом благоухал зелёный лес, (не) тронутый деятельностью человека. 6. Слышится гром, (не) раскатывающийся, а глухо рокочущий. 7. На берегу чернела (не) перевёрнутая, а сдвинутая на песок лодка. 8. Я (не) мог оторвать взгляд от чудесной реки, (не) сравнимой решительно ни с чем.

Литература

1. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. — 8-е изд. — М.: Просвещение, 2014. — 176 с.

2. Львова С.И. Секреты русского словообразования: учебное пособие для учащихся 7–9 классов общеобразоват. учреждений. — М.: Мнемозина, 2011. — 271 с.

3. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование. — 8-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2012. — 496 с.

Правило

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).

Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА?

Подчеркни грамматические основы предложений.

Над горизонтом засветило заходящие солнце.

Заходящее солнце освещает горизонт .

Горизонт освещён заходящим солнцем.

Вы открыли страницу вопроса Помогите Пожалуйста?. Он относится к категории Русский язык. Уровень сложности вопроса – для учащихся 5 – 9 классов. Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ, можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Русский язык, воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.

Набережная существительное одной чертой(какая) красивая двумя чертами Около подчеркиваем волнистой линией в. В сл моря одна черта существительное Время дня одной чертой сущ какое жаркое двумя чертами ветвями какими большими.

А) парочку Б) дразнится В) стишок.

1 схема. Солнце светит. Повествовательное. 2 схема. Девочка делает зарядку. Повествовательное. 3 схема. С дерева упало сочное яблоко. Повествовательное. 4схема. Мальчик думает о маме и о папе. Повествовательное. 5схема. Крпсивый лебедь п..

Жила – была бедная старушка. Такая она была бедная, что порой ей даже не из чего было хлеба испечь. И была у неё соседка – злыдня, которая эту старушку непрестанно бедностью её попрекала. И вдруг заметила соседка : как только она принимается хлеб ..

1. Звуки речи 2. Сами звуки 1. Песня 2. Басня 3. Конец.

Розы – существительное , укрывают – глагол , на – предлог, зиму – существительное , потому – наречие , что – наречие , побеги – существительное , непокрытая – прилагательное , снегом – существительное , обмерзают – глагол , при – предлог , низких – п..

Начнем с главных членов предложения. 1) Хорош лес 2) окрашена листва 3) расстилаются листья 4) видны шляпки а теперь определение и дополнение. Дополнение(сущ. ) – 1) дни, 2) цвет, 3) – , 4) – . Определение(в данном случае это прилагательные) – 1)..

ПрЕломление ПрЕподнести ПрЕкратить споры ПрЕстиж ПрЕзумция ПрЕмьера ПрЕвратно понятый ПрЕсимпатичный ПрЕсимпатичный.

Решение в приложении Всё остальное у Вас правильно.

Раз – вед – чи – ки | р а с в * э ч * и к * и | 4 слога р (р) согл. , зв. Непарн. , тв. Непарн. , а (а) глас. , безуд. , з (с) согл. , глух. Парн. , тв. Парн. , в (в) согл. , зв. Парн. , мягк. Парн. , е (э) глас. , уд. , д ч(ч) сог..

Окончания -а/-я и -ы/-и у существительных множественного числа

В рус­ском язы­ке отме­че­но мно­же­ство слов, кото­рые в ука­зан­ной фор­ме име­ют то окон­ча­ние -а/-я, то окон­ча­ние -ы/-и, из-за чего, соб­ствен­но гово­ря, и воз­ни­ка­ет пута­ни­ца и сомне­ние в выбо­ре пра­виль­ной формы.

Понаблюдаем:

  • дирек­тор — директора́;
  • док­тор — доктора́;
  • повар — повара́;
  • якорь — якоря́.

Наряду с эти­ми фор­ма­ми суще­стви­тель­ных с удар­ным окон­ча­ни­ем -а/-я отме­тим дву­слож­ные и трех­слож­ные заим­ство­ван­ные сло­ва с без­удар­ным окон­ча­ни­ем -и/-ы:

  • тре­нер — тре́неры;
  • инже­нер — инжене́ры;
  • гос­пи­таль — го́спитали;
  • шофер — шофёры.

Иногда выбор фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла зави­сит от лек­си­че­ско­го зна­че­ния слова:

  • зуб — зубья рас­чёс­ки и зубы человека;
  • кор­пус  — кор­пу­са зда­ний и кор­пу­сы людей;
  • мех  — меха (пуш­ни­на) и мехи (мешок);
  • муж — (супруг) мужья и мужи (муж­чи­ны).

Слитное написание «не» с причастиями в полной форме

Правило
Слитно пишутся с «не» действительные причастия в полной форме, образованные от глаголов, не употребляющихся без не-.

Примеры:

  • ненавидеть — ненавидящий ложь;
  • недоумевать — недоумевающий пассажир;
  • негодовать — негодовавший покупатель;
  • невзлюбить — невзлюбивший с первого взгляда.

С помощью приставки не- образуются новые слова-антонимы:

  • застроенный участок — незастроенный участок;
  • заселенная квартира — незаселенная квартира;
  • испорченный продукт — неиспорченный продукт.

Обратим внимание, что у этих причастий нет поясняющих их слов.

Если в морфемном составе причастия имеются приставки не-до-, слово пишется слитно:

  • недолюбливающий соседа;
  • недоговоривший о чём-то;
  • недооценивший его старания.

Отличаем раздельное написание предшествующей отрицательной частицы «не» с причастиями с приставкой до-, имеющими зависимые слова:

  • не доеденный мной ужин
  • не  доконченное вчера письмо
  • не досказанные им слова
  • не досмотренный до конца фильм

Морфологический разбор слова расчистишь

1. Часть речи — глагол 2. Морфологические признаки: Начальная форма: расчистить (инфинитив); Постоянные признаки: 2-е спряжение, переходный, совершенный вид; Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, будущее время, 2-е лицо. 3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.

http://vyrashhivanie-iz-semyan.ru/ogorod/dorozhki-ne-raschishheny-kak-pishetsja.htmlhttp://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/672093/http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/06/10/slitnoe-i-razdelnoe-napisanie-ne-s-prichastiyamihttp://pravica.ru/raschistish

голоса

Рейтинг статьи

3 ответа 3

Всё верно, причастие от глагола несов. вида с зависимым словом – -НН-

Правильно раздельное написание, это да. Но вот с мотивировкой дело обстоит чуть сложнее.

Вообще говоря наречие при причастии может и не являться тем самым зависимым словом, на основании наличия которого делается однозначный вывод о раздельном написании. Надо в таких случаях смотреть глубже.

В данном случае слитное написание просто не проходит по смыслу. Если предположить что «нечищеный» это категория качества (требующая поэтому слитного написания), то к ней невозможно применить слово «давно». Таким образом в данном случае «давно» действительно становится зависимым словом.

нечищеный — прил., кол во синонимов: 26 • вымазанный (35) • выпачканный (43) • грязный (125) • … Словарь синонимов

Нечищеный — прил. Такой, который не был подвергнут чистке или очистке. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

нечищеный — неч ищеный, прил … Русский орфографический словарь

нечищеный — прил … Орфографический словарь русского языка

нечищеный — ая, ое. Не подвергшийся чистке, очистке. Н ые ягоды. Н. самовар. Н ые сапоги … Энциклопедический словарь

нечищеный — ая, ое. Не подвергшийся чистке, очистке. Н ые ягоды. Нечи/щеный самовар. Н ые сапоги … Словарь многих выражений

нечищеный — не/чищ/ен/ый … Морфемно-орфографический словарь

нечищеный и не чищеный — нечи/щеный и не чи/щеный, а. прил … Слитно. Раздельно. Через дефис.

вымазанный — замаранный, нечищеный, замазанный, замызганный, запачканный, заляпанный, испачканный, обмазанный, измазюканный, измаранный, испакощенный, выпачканный, запятнанный, запакощенный, вымаранный, покрытый, завоженный, умазанный, грязный, измазанный,… … Словарь синонимов

Краткие выводы: написание НЕ

Не пишется слитно:

  • с существительными, с краткими и полными прилагательными и наречиями на -о(-е), если слово без не не употребляется (невидаль, недотрога, невзрачный, невзначай);
  • с существительными, с краткими и полными прилагательными и наречиями на -о(-е), если слово можно заменить синонимом без не (недруг — враг, немалый — большой);
  • в неопределённых местоимениях и отрицательных наречиях (некто, неласково);
  • с причастиями, если при них нет зависимых слов и противопоставления (неочищенные овощи).

Не пишется раздельно:

  • с существительными, прилагательными и наречиями на -о(-е), если в предложении есть противопоставление с союзом а (он мне не друг, а враг);
  • с наречием, если к нему относятся слова вовсе, далеко, никогда, нисколько, ничуть (ничуть не приятно);
  • с глаголами и деепричастиями, кроме случаев, когда слово без не не употребляется (не спеша, не делал, ненавидеть);
  • с полными причастиями, если есть зависимые слова или противопоставление с союзом а (не сданные вовремя книги;не придуманные, а взятые из самой жизни, истории);
  • с краткими причастиями (работа не доделана).

Не является приставкой отрицательных местоимений, если после не нет предлога (делать нечего).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грамматический портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: