Спозаранку или спозоранку как пишется

Спозаранку часть речи

Как правильно писать «спозаранку» или «с позаранку»?

Спозаранку-правильно писать это слово слитно.

Давайте попробуем написать раздельно. У нас получится в итоге предлог +существительное ( с позаранку).

Но, существительного позаранку просто в природе не существует. А значит спозаранку-это всё-

таки наречие.И писать его мы станем слитно.

1 )Встали утром спозаранку—

Солнце светит, лёд трещит.

Лижет пёс в углу сметанку,

Самовар уже пыхтит!

Очень интересное слово «спозаранку», это значит очень рано, еще все люди спят преспокойным сном. Само слово является наречием и отвечает на вопрос (когда?) спозаранку, чтобы понять, как же пишется слитно или раздельно, надо присмотреться к данному слову и понять, что ведь не существует такого слова, как «позаранку», нет его в русском языке, а если нет, значит пишем все слово вместе.

Он побежал спозаранку на вокзал, чтобы успеть первым купить билет.

Перед нами наречие образа действия, отвечающее на вопросы как? каким образом?

Например: Вставать спозаранку мне было трудно всегда.

Данное наречие пишется слитно. Написание следует только запоминать. Кроме того, раздельно написать невозможно, т.к. нет такого слова, как «позаранку».

Спозаранку дети встали и отправились на озеро ловить рыбу.

Встали когда? спозаранку.

Это слово зависит от глагола-сказуемого и отвечает на обстоятельственный вопрос. Значит, оно является наречием, которое по смыслу синонимично наречию «рано».

Обычно наречия, образованные от существительных, с предлогом «с» пишутся раздельно, в том числе и со словами, которые в современном русском языке самостоятельно не употребляются, например:

придумать с наскока.

Но все же существует ряд наречий, которые пишутся слитно:

спозаранку, спросонья, спросонок, сродни, сряду, сразу.

Слово спозаранку возглавляет этот список и традиционно пишется слитно.

Правило

Мягкий знак в конце

в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого глагола в 3 лице множественного числа (они что делают?).

Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Значение и происхождение слов «спозаранку» и «с позаранку»

Слова «спозаранку» и «с позаранку» используются в русском языке для обозначения времени раннего утра, когда только начинает появляться светло. Однако, есть небольшая разница в их использовании.

«Спозаранку» — это наречие, которое описывает действие, совершаемое в ранние часы утра. Оно подразумевает начало действия или состояния с самого раннего утра, до того момента, когда солнце полностью взошло. Например, фраза «Он отправился на пробежку спозаранку» означает, что он начал бегать с самого рассвета, во время зари.

«С позаранку» — это предлоговое выражение, которое указывает на время до рассвета или в ранние часы утра. Оно может использоваться для обозначения длительного периода времени с раннего утра, до того момента, когда солнце полностью взойдет. Например, фраза «Она работает с позаранку» указывает на то, что она начинает работать с самого раннего утра, до прихода солнца, возможно, каждый день.

Оба выражения имеют схожее значение и связаны с ранним утром, однако «спозаранку» описывает начало действия, а «с позаранку» указывает на продолжительность времени. Для обозначения времени и режима дня, использование слова «спозаранку» является более точным.

«Незабываемый» (имя прилагательное)

Морфологический разбор имени прилагательного

  • I Часть речи: имя прилагательное;
  • IIНачальная форма: незабываемый — единственное число, мужской род, именительный падеж;
  • IIIМорфологические признаки:
    • А. Постоянные признаки:

      Разряд по значению: качественное

    • Б. Непостоянные признаки:
      • мужской род, единственное число, полная форма, положительная степень
      • именительный или винительный падеж
  • IV Синтаксическая роль:

1) незабываемый – мужской род, единственное число, полная форма, положительная степень, именительный падеж

определение
именная часть сказуемого

2) незабываемый – мужской род, единственное число, полная форма, положительная степень, винительный падеж

определение

Склонение имени прилагательного по падежам

Именительный падеж Какой?незабываемый Какое?незабываемое Какая?незабываемая Какие?незабываемые
Родительный падеж Какого?незабываемого Какого?незабываемого Какой?незабываемой Каких?незабываемых
Дательный падеж Какому?незабываемому Какому?незабываемому Какой?незабываемой Каким?незабываемым
Винительный падеж Какого? Какой?незабываемого, незабываемый Какого? Какое?незабываемое Какую?незабываемую Каких? Какие?незабываемые, незабываемых
Творительный падеж Каким?незабываемым Каким?незабываемым Какой?незабываемою, незабываемой Какими?незабываемыми
Предложный падеж О каком?незабываемом О каком?незабываемом О какой?незабываемой О каких?незабываемых

Степени сравнения

незабываемый незабываемее, незабываемей, понезабываемее, понезабываемей

Разобрать другое слово

Введите слово для разбора:

Качественными называются прилагательные, которые обозначают:

  • признаки предмета, воспринимаемые органами чувств (запах, вкус, цвет, звук, тактильные свойства, температура): ароматный, сладкий, сиреневый, громкий, шершавый, холодный;
  • внешние, возрастные, физиологические, интеллектуальные признаки людей и животных, а также черты характера: престарелый, молодой, хромой, добрый, хитрый, умный, заботливый;
  • размер, форму, вес, место расположения предметов: высокий, длинный, прямой, круглый, просторный, тяжёлый;
  • оценку говорящего: удобный, обидный, приятный.

Качественные прилагательные могут:

  • образовывать пары синонимов и антонимов: молодой — юный, длинный — короткий;
  • образовывать сравнительные степени: умный — умнее — умнейший;
  • образовывать краткие формы: заботливый — заботлив, приятный — приятен;
  • сочетаться с наречиями меры и степени: очень тесный, весьма умный, довольно молодой;
  • образовывать наречия с окончаниями на -о/-е/-и: красиво, обидно, блестяще, зверски.

Качественные прилагательные отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

Полные прилагательные отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и могут склоняться по родам, числам и падежам.

Качественные и относительные прилагательные: отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»

Притяжательные прилагательные: отвечает на вопросы «чей?», «чья?», «чьё?», «чьи?»

Качественные и относительные прилагательные: отвечает на вопросы «какого?», «какой?», «какое?», «какую?», «каких?», «какие?»

Притяжательные прилагательные: отвечает на вопросы «чьего?», «чей?», «чьё?», «чью?», «чьих?», «чьи?»

Морфологический разбор

Слово «незабываемый» вызывает довольно много вопросов как у учеников, так и начинающих писателей. Некоторые путают его с причастием, другие не знают, в каких случаях писать слово слитно с «не», а в каких — раздельно. Чтобы во всем этом как следует разобраться, рекомендуется провести Морфологический разбор прилагательного. Вот основные признаки, которые удастся получить:

  • начальная форма слова — незабываемый (прилагательное, стоящее в именительном падеже, мужском роде и единственном числе);
  • постоянные признаки — прилагательное является относительным;
  • непостоянные признаки — полная форма, мужской род, именительный падеж, единственное число.

Обычно в морфологическом разборе также упоминается синтаксическая роль слова, о которой можно говорить лишь в том случае, если есть предложение с примером. В большинстве случаев прилагательное «незабываемый» говорит о том, что человеку приходится иметь дело с тем, что нельзя забыть. Это может нести как положительное, так и отрицательное значение для него самого.

Правописание «не» с наречиями и прилагательными — это та тема, которая вызывает у людей довольно много вопросов. Однако если всего один раз выучить как следует все правила, а также разобрать несколько понятных примеров, то в будущем научиться правописанию будет значительно проще.

https://youtube.com/watch?v=Dj2P5p8uOYA

Правило

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого глагола в 3 лице множественного числа (они что делают?).

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Алгоритм для упражнений

Чтобы не забыть ни одного важного нюанса из правил, рекомендуется разобрать как можно больше примеров на эту тему, используя определенную инструкцию:

Провести синтаксический разбор предложения. Этот пункт не должен забываться ни в коем случае, поскольку он является основным и позволяет практически безошибочно определить, с какой частью речи ученику приходится иметь дело.
Посмотреть на то, можно ли убрать «не» от слова, чтобы оно не утратило своего лексического значения. Если слово не употребляется без отрицательной частицы, то оно будет писаться слитно даже в том случае, если есть противопоставление.
Взглянуть на наличие противопоставления с союзом «а» (не мягкий, а твердый). Стоит также помнить о том, что в художественной литературе автор может опускать союз, чтобы придать тексту уникальность.
Посмотреть на наличие перед наречием или прилагательным «особых слов»

Их просто важно выучить, а также научить отличать «совсем» в абсолютном значении уступительного, поскольку они говорят о разном написании.
Попробовать подобрать синоним, чтобы убедиться в своей правоте. Этот пункт является последним, поскольку подобрать слово, близкое по значению, удается практически во всех случаях.

Чтобы не забыться через несколько часов после прочтения правил и ничего не перепутать в процессе, необходимо принести в этот алгоритм немного практики. Небольшое предложение, которое можно попробовать разобрать прямо сейчас: «То, как мне пришлось мерзнуть во время войны — до сих пор остается одним из самых незабываемых моих воспоминаний». Работа должна проводится по инструкции:

  1. Проведя синтаксический разбор, можно сделать вывод, что перед учеником находится прилагательное «незабываемых».
  2. Слово «незабываемый» можно употребить без отрицательной приставки «не» — «забываемый» (быстро забываемый).
  3. В предложении отсутствует противопоставление с союзом «а», поэтому один пункт раздельного написания уже не подходит.
  4. В конструкции нет «особых слов», поэтому можно сделать вывод о том, что прилагательное пишется слитно.
  5. Для того чтобы удостовериться, можно подобрать синоним — памятные воспоминания.

Как проверить?

СПРАВКА! Наречие – часть речи, образованная на основе других самостоятельных частей речи. Слитное и раздельное написание объясняется теми же правилами, что правописание имён прилагательных, числительных, глаголов, существительных с предлогами.

Проверяют, слитно или раздельно пишется лексема с приставкой-предлогом следующим способом: между предлогом и словом вставляют определяющее слово. Если смысл предложения не меняется, то наречие с предлогом-приставкой пишется раздельно:

  • решить в срок – решить в ближайший срок;
  • узнать на ходу – узнать на полном ходу;
  • замечтаться на миг – замечтаться на один миг;
  • перенести на завтра – перенести на раннее завтра.

Другой метод выяснения слитно или раздельно пишется лексема – задать к ней вопрос. Если получается задать отдельный определяющий вопрос с предлогом к наречному существительному, то это вариант раздельного написания слова. Ребята отложили на («На что?», «На когда?») завтра покупку телевизора. Врач назначил на («На какой день?») завтра полное обследование организма.

Между слитным и раздельным написанием наречия с предлогом-приставкой существует тонкая грань. Различить её достаточно сложно. Большое значение в выборе написания слова имеет контекст и вопрос, правильно заданный к лексеме.

Какое правило применяется?

Чтобы определить часть речи данного слова, задается подходящий вопрос: что делаю? – «напоминаю». Соответственно это глагол. Если произвести его морфемный разбор, то получится следующее:

  • «на» – приставка;
  • «помин» – корень;
  • «а» – суффикс;
  • «ю» – окончание.

При спорном вопросе важно понимание, что приставка «над» имеет в виду поверхностное действие. Например, «надпилить» или «надломить»

А приставка «на» подразумевает доведение действия до предельной точки. В случае глагола «напоминаю» идёт действие на воспроизведение нужного действия в памяти человека. Оно выполнено до логического завершения.

Какое применяется правило

Прежде всего выясним, какая перед нами часть речи. Для этой цели задаем вопрос «как?». Это наречие. Оно образовалось путем присоединения предлога «с» к прилагательному «ранний».

Единственно верная вариация – «спозаранку». Согласно требованиям русского языка, если наречие образовано от прилагательного, то оно пишется слитно. В этом случае предлог начинает играть роль приставки. Кроме того, в русском языке это наречие не употребляется без приставки.

Согласно толковому словарю Ожегова вариант «спозаранок» является устаревшим и может употребляться лишь в разговорной речи.

Примеры предложений

Ложимся раньше спать – завтра все встаем спозаранку.

Бабушка всегда встает спозаранку и идет заниматься хозяйством.

Как правильно писать «спозаранку» или «с позаранку»

Существует два варианта написания данной фразы: «спозаранку» и «с позаранку». Оба варианта с точки зрения правописания считаются допустимыми и подходят для использования в разговорной речи. Однако, между ними есть небольшая разница.

Выражение «спозаранку» является более формальным и нейтральным. Оно используется для указания на время, когда что-то происходит рано утром или еще до рассвета. Например: «Он всегда просыпается спозаранку». Также это выражение можно употребить, чтобы описать начало чего-либо, что происходит в первой половине дня: «Мы начали работу спозаранку».

В свою очередь, фраза «с позаранку» используется, чтобы подчеркнуть момент начала какой-либо деятельности. Она имеет оттенок активности и энергии, которые свойственны ранним утренним часам. Например: «Они отправились с позаранку в поход». Это выражение активно используется в разговорной речи, чтобы передать настроение раннего утра и решительность в приступе к деятельности.

«спозаранку» «с позаранку»
более формальный вариант выражает активность и энергию
описывает раннее утро подчеркивает начало деятельности

Как правильно пишется словосочетание «спозаранку или спозаранок»

Делаем Карту слов лучше вместе

Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: спеющий — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Предложения со словом «спозаранку&raquo

Я ценил эту её способность ещё со времён, когда мне приходилось вставать спозаранку, чтобы отправляться в школу.

Предложения со словом «спозаранок&raquo

Цитаты из русской классики со словосочетанием «спозаранку или спозаранок»

— Чорт вас разберет. То ли ты ломаешься, парень, то ли бесишься с жиру… Заставить бы тебя пахать землю, что ли, или бы молотить спозаранку до вечерней зари, небось, дурь-то вашу интеллигентскую живо бы вышибло… Так придешь, что ль?

Значение слова «спозаранку&raquo

СПОЗАРА́НКУ и СПОЗАРА́НОК , нареч. Разг. 1. С раннего утра, рано утром. Ночь пройдет — и спозаранок В степь, далеко, милый мой, Я уйду с толпой цыганок За кибиткой кочевой. Полонский, Песня цыганки. Спозаранок, на рассвете, доносился откуда-нибудь со двора его громкий голос. Галактионов и Аграновский, Утро великой стройки. (Малый академический словарь, МАС)

1. разг. рано утром 2. разг. с раннего утра (Викисловарь)

Дополнительно

Значение слова «спозаранку&raquo

СПОЗАРА́НКУ и СПОЗАРА́НОК , нареч. Разг. 1. С раннего утра, рано утром. Ночь пройдет — и спозаранок В степь, далеко, милый мой, Я уйду с толпой цыганок За кибиткой кочевой. Полонский, Песня цыганки. Спозаранок, на рассвете, доносился откуда-нибудь со двора его громкий голос. Галактионов и Аграновский, Утро великой стройки.

Предложения со словом «спозаранку&raquo

Я ценил эту её способность ещё со времён, когда мне приходилось вставать спозаранку, чтобы отправляться в школу.

Мальчик плохо спал и проснулся спозаранку. В голове его вертелись слова детской песенки, но он не мог вспомнить, что ему снилось.

Скотовод поднялся спозаранку, так как спешил домой и хотел захватить поезд, отходивший на юг.

Предложения со словом «спозаранок&raquo

А завтра утром спозаранок сходи в горы, отыщи там гнездо шершней и принеси мне.

Как утром, говорит, вчерась спозаранок уехал, так и не было его до сих пор, – он указал на бурмистра, который кивнул головой, подтверждая слова мужика.

Ворчит-ворчит, а баньку про меня, небось, спозаранок натопит, перемывку наготовит, кусок посытнее найдёт, а когда и словом утешит.

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

  наст. прош. повелит.
Я напомина́ю напомина́лнапомина́ла
Ты напомина́ешь напомина́лнапомина́ла напомина́й
ОнОнаОно напомина́ет напомина́лнапомина́ланапомина́ло
Мы напомина́ем напомина́ли
Вы напомина́ете напомина́ли напомина́йте
Они напомина́ют напомина́ли
Пр. действ. наст. напомина́ющий
Пр. действ. прош. напомина́вший
Деепр. наст. напомина́я
Деепр. прош. напомина́в, напомина́вши
Пр. страд. наст. напомина́емый
Пр. страд. прош.
Будущее буду/будешь… напомина́ть

на—по—ми—на́ть

Глагол, несовершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 1a. Соответствующий глагол совершенного вида — напомнить.

Приставка: на-; корень: -помин-; суффикс: ; глагольное окончание: -ть .

Семантические свойства

Значение

  1. с предлогом о + предл. п. или с с придаточн. предложением вызывать воспоминание, заставлять вспомнить ◆ Не надо об этом напоминать по десять раз, все и так всё помнят! ◆ Теперь, за столом, царевич напоминал Малюте о неудачной его челобитне. А. К. Толстой, «Князь Серебряный», 1842—1862 г.
  2. с вин. п. быть, казаться похожим на кого-либо, что-либо ◆ Домик напоминал более всего античный небольшой храм, но был устроен на крошечном острове среди озера, ранее бывшего болотом. Ю. Н. Тынянов, «Малолетный Витушишников», 1933 г. ◆ Со стороны мои движения, должно быть, напоминали поступки смышленой обезьяны, в лапы которой попал любопытный, но совершенно непонятный предмет. Д. А. Биленкин, «Мгновение чуда», 1958-1980 гг.
  3. повторять, говорить о необходимости сделать что-либо ◆ ― Я тебе еще раз напоминаю, Мак, ― сказал вдруг Экселенц негромко. Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, «Жук в муравейнике», 1979 г. ◆ Я с трудом нашел его телефон и очень долго и безуспешно напоминал ему об этом его выражении, а он почему-то всё отрицал, упирая на то, что тем или иным сотрудником филиала их среднеазиатского института он мог быть недоволен, но чтобы целый коллектив ― он лично такого не помнит. Ф. А. Искандер, «Кролики и удавы», 1982 г.

Корреляты

  1. похожий, как

Этимология

Образовано из на- + по- + мнить, от праслав. *mьněti, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск мьнѣти, мьнить, ст.-слав. мьнѣти, мьнѬ (др.-греч. νομίζειν, δοκεῖν), болг. мля, мня «полагаю», сербохорв. мнити, мним, словенск. mnė́ti, mním, чешск. mínit, словацк. mniеť, польск. pomnieć; восходит к праиндоевр. *men- «думать». Праслав. *mьněti, *mьnjǫ, *mьnitь — 3 л. ед. ч. Инф. мнить получил -и- из наст. вр. Родственно лит. minė́ti, menù, позднее miniù «вспоминать, упоминать», латышск. mine^t, -u «упоминать», др.-прусск. minisnan (вин. ед. ч.) «память», лит. miñti, menù «помнить, угадывать», manýti, manaũ «понимать, думать», др.-инд. mányatē, manutḗ «думает, помнит», mánas ср. р. «ум, дух, разум», авест. mainyete «думает, полагает», греч. μέμονα «помню», лат. meminī «вспоминаю» (*memonai), mēns, -ntis «ум, мысль», mоnеō «увещеваю», готск. mаn «полагаю», munan «думать, вспоминать», ирл. do-moiniur «верю, полагаю», далее греч. μαίνομαι «неистовствую», μανῆναι, μιμνήσκω «напоминать, вспоминать». В этимологическом отношении от них отличается ст.-слав. мѣнити, мѣнѬ «вспоминать», словенск. mė́niti «полагать, думать», др.-чешск. mieniti, польск. mienić, mienię, родственное др.-в.-нем., ср.-в.-нем. meinen «думать, полагать». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Перевод

вызывать воспоминание
  • Английскийen: remind (+ of; + that)
  • Испанскийes: recordar, hacer acordarse
  • Итальянскийit: rammentare, ricordare, avvertire
  • Немецкийde: erinnern (an); mahnen
  • Украинскийuk: нагадувати
  • Французскийfr: rappeler
  • Чешскийcs: vzpomínat (na)
быть похожим
  • Английскийen: resemble
  • Испанскийes: parecerse (a), asemejarse (a)
  • Итальянскийit: rassomigliare (a), ricordare
  • Немецкийde: erinnern
  • Французскийfr: rappeler; ressembler (à)
  • Чешскийcs: připomínat
говорить о необходимости сделать что-либо
  • Туровский В. В. Как, похож, напоминать, творительный сравнения: толкования для группы квазисинонимов // Арутюнова Н. Д. (отв. ред.). Логический анализ языка: Референция и проблемы текстообразования. М.: Наука, 1988, с. 117—129.
  • Арутюнова Н.Д. Тождество и подобие // Арутюнова Н.Д. Логический анализ языка. Тождество и подобие. Сравнение и идентификация. М.: Институт языкознания АН СССР, 1990, с. 14  (детальное описание).
  • Туровский В. В. Словарная статья глагола напоминать // Семиотика и информатика. Вып. 32. Материалы к Интегральному словарю современного русского литературного языка (образцы словарных статей). М.: ВИНИТИ, 1991, с. 171—175.

Русский

спо—за—ра́н—ку

Наречие; неизменяемое.

Приставка: споза-; корень: -ран-; суффикс: -ку .

Семантические свойства

Значение

  1. очень рано утром ◆ Очевидно, люди пришли спозаранку и ждали, вероятно, уже очень давно, так как успели перезнакомиться и даже, по-видимому, забыть, зачем пришли. С. М. Степняк-Кравчинский, «Андрей Кожухов», 1898 г. ◆ Я знал, кто выходит из дома рано, а кто склонен припоздниться. К примеру, полицай, когда работал в дневную смену, выходил очень рано. Почтальон – вообще чуть ли не затемно. Владелец продуктовой лавки и зеленщик тоже открывали свои заведения спозаранку. Ури Орлев, «Остров на Птичьей улице» / пер. с иврита Байбиковой Елены, 2020 г.

Гипонимы

  1. с петухами

Этимология

Из с- + по- + за- + ранок (рано), далее от праслав. *ran-, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. рано (др.-греч. ὄρθρον), укр. ра́но, ранок «утро», белор. ра́нкi мн. «утро», болг. ра́но, ра́нен, сербохорв. ра̏но, ра̑нӣ, словенск. rа̑n м., ránа ж., чешск. ráno, raný, словацк. ráno, raný, польск., в.-луж., н.-луж. rаnо, полабск. ronǘ; дальнейшая этимология затруднена. Пытаются установить родство исходного *rāi- с лит. rýtas, латышск. ri^ts «утро». Другие считают исходным *vrōdno- и сближают с греч. ὄρθρος «раннее утро», ὄρθριος, ὀρθρῑνός «ранний», лакон. βορθαγορίσκεα ̇ χοίρεια κρέα (Гесихий), др.-инд. várdhatē «поднимает, заставляет расти», ūrdhvás «высокий, выдающийся», слав. rodъ (род). Ср. также: болг. ра́жда се «(sol) oritur», сербохорв. сунча̀нӣ ро̏hāj «восход солнца». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Список переводов
  • Английскийen: at the crack of dawn, at an unearthly hour, at an ungodly hour
  • Белорусскийbe: з самага ранку, зранку, на досвітку
  • Испанскийes: muy de mañana, por la mañana temprano
  • Итальянскийit: avanti giorno, di buon mattino
  • Немецкийde: in aller Herrgottsfrühe
  • Нидерландскийnl: bij het krieken van de dageraad
  • Португальскийpt: de madrugada; muito cedo
  • Турецкийtr: sabah sabah, çın sabah
  • Украинскийuk: спозарання, спозарана; спозаранку

Как правильно пишется слово «напомнить»

напо́мнить

напо́мнить, -ню, -нит

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: ярко-белый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Предложения со словом «напомнить»

  • – К твоему сведению хочу напомнить ещё раз, не такой я уж крупный спец в химии.
  • Позволю себе снова напомнить читателю о своём существовании, и вот по какому поводу.
  • Вы можете напомнить ребёнку последовательность действий, помогать составлять детали, наклеивать их.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «напомнить»

  • — Вы забыли, так я напомню вам…
  • — Вы главное скажите Александру Ивановичу, — напомнил Трахову граф.
  • Ты, бешеный! останься у меня, // Ты мне понравился; ты Дон Гуана // Напомнил мне, как выбранил меня // И стиснул зубы с скрежетом.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Значение слова «напомнить»

НАПО́МНИТЬ, —ню, —нишь; сов. (несов. напоминать). Привести на память что-л., заставить вспомнить о ком-, чем-л. (Малый академический словарь, МАС)

Все значения слова НАПОМНИТЬ

Афоризмы русских писателей со словом «напомнить»

  • После каждой потери остается пустота. Можно, конечно, забыть, отвлечься, но пустота остается, даже если и не помнишь о ней. Она как бы поселяется под сердцем и таится там, чтобы когда-нибудь напомнить о себе в самый неподходящий момент.
  • Напомню для ясности, что Пушкин высоко ценил язык «московских просвирен», учился у своей няни Арины Родионовны. Замечательнейший знаток речевого языка Лесков тоже учился у няньки, солдатки. И вообще скромные няньки, кучера, рыбаки, деревенские охотники и прочие люди тяжёлой жизни определённо влияли на развитие литературного языка, но литераторы из стихийного потока речевого бытового языка произвели строжайший отбор наиболее точных, метких и наиболее осмысленных слов.
  • Уместно будет напомнить, что язык создается народом. Деление языка на литературный и народный значит только то, что мы имеем, так сказать, «сырой» язык и обработанный мастерами. Первым, кто прекрасно понял это, был Пушкин, он же первый и показал, как следует пользоваться речевым материалом народа, как надобно обрабатывать его.
  • (все афоризмы русских писателей)

Рифма к слову напоминаю

начинаю, заклинаю, знаю, узнаю, анаю, признаю, дунаю, сознаю, забываю, выдаю, николаю, называю, подразумеваю, спрашиваю, поласкаю, полагаю, соблюдаю, обожаю, упрекаю, опускаю, отдаю, уезжаю, вызываю, пропадаю, даю, сделаю, задерживаю, докладываю, барклаю, предрекаю, уважаю, удерживаю, пугаю, страдаю, падаю, предлагаю, доживаю, предупреждаю, покидаю, приказываю, воображаю, рассказываю, делаю, предполагаю, откладываю, зарыдаю, рассматриваю, поджидаю, бываю, протягиваю, осуждаю, испытываю, утруждаю, обсуживаю, приезжаю, предаю, ведаю, желаю

Слово состоит из букв:
Н,
А,
П,
О,
М,
И,
Н,
А,
Ю,

Похожие слова:

Значение

«Забыть» – инфинитивная (безличная, неопределённая) форма глагола, означающего в общем не помнить, стереть из памяти, утратить воспоминание, не выполнить чего-либо по забывчивости и рассеянности. В переносном значении – предать забвению прошлые неурядицы, простить. С безусловно отрицательной частицей «не» весь ряд значений «не забыть» в инфинитиве и личных формах приобретает противоположные значения:

  1. Помнить, сохранить воспоминание, удерживать в памяти: «Мы расстаёмся надолго, но, прошу, не забудь меня, и я тебя не забуду».
  2. Не упустить из виду что-то необходимое и выполнить это: «Не забудь, поиграв, прибрать за собой»; «Ты не забыл оплатить коммуналку?»; «Простите, а не забыл ли я у вас свои ключи?».
  3. Запомнить и далее брать в расчёт (иметь в виду) какой-либо момент (фактор) отношений, личных, деловых, официальных. Не обязательно обиду, как утверждает Викисловарь, или что-то ещё негативное: «Вовек не забыть мне вашей доброты!»; «Смотри ж, не забудь, как он нас кинул. – Ещё бы забыть! Не забуду». Частичные синонимы в данном значении «попомнить», «припомнить» (без «не»): «Попомнишь ты свои выходки, да поздно будет!»; «Ну, погоди, я тебе кое-что припомню».

запамятовать» упустить»«Не забудь позвонить, благополучно ли доехала», « оставить»«Не забудь свой шарф на вешалке»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грамматический портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: