Морфологический разбор «дописать»

«Дописать» (глагол)

Морфологический разбор глагола

  • I Часть речи: глагол;
  • IIНачальная форма: дописать — инфинитив;
  • IIIМорфологические признаки:
    • А. Постоянные признаки:
      • совершенный вид
      • невозвратный
      • переходный глагол
      • I спряжение
    • Б. Непостоянные признаки:
  • IV Синтаксическая роль: в зависимости от контекста, может быть следующими членами предложения:

сказуемое
определение
дополнение
обстоятельство
подлежащее

Совершенный вид

Мужской род (ед. число) Что сделал?дописалЧто сделаю?допишу Что сделал?дописалЧто сделаешь?допишешь Что сделал?дописалЧто сделает?допишет
Женский род (ед. число) Что сделала?дописалаЧто сделаю?допишу Что сделала?дописалаЧто сделаешь?допишешь Что сделала?дописалаЧто сделает?допишет
Средний род (ед. число) Что сделало?дописалоЧто сделаю?допишу Что сделало?дописалоЧто сделаешь?допишешь Что сделало?дописалоЧто сделает?допишет
Множественное число Что сделали?дописалиЧто сделаем?допишем Что сделали?дописалиЧто сделаете?допишете Что сделали?дописалиЧто сделают?допишут

Разобрать другое слово

Введите слово для разбора:

К I спряжению относятся:

  • глаголы с окончанием на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть (кроме 11 глаголов-исключений*): плавать, думать, полоть, молоть, прыгнуть, сохнуть, выздороветь, черстветь, чуять, лаять, иметь и т. д.;
  • 4 глагола с окончанием на -ить: брить, стелить, зыбиться, зиждиться.

*Глаголы-исключения (относятся ко II спряжению): гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.

Отвечает на вопрос «что сделать?»: зашить, пройти, переписать, взлететь, перечитать.

Невозвратные глаголы не имеют постфикса -ся (-сь) и могут быть переходными или непереходными: идти, чистить, записать, радовать, завести, обидеть, научить.

Переходные глаголы обозначают действие, направленное на другой объект, и могут сочетаться с существительными и местоимениями в винительном падеже (вопросы «кого?», «что?») без предлога:

встретить (кого?) друга, читать (что?) книгу, учить (что?) стих, собирать (что?) чемодан, строить (что?) башню.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.

Отвечают на вопросы:

  • 1 лицо — «что делаю?», «что сделаю?»: я строю, я построю.
  • 2 лицо — «что делаешь?», «что сделаешь?»: ты строишь, ты построишь;
  • 3 лицо — «что делает?», «что сделает?»: он строит, он построит;
  • множественное число — «что делают?», «что сделают?»: они строят, они построят.

Глаголы в изъявительном наклонении могут изменяться по временам, лицам и числам.

Поиск ответа

Вопрос № 305941

Ответ справочной службы русского языка

Что касается глагола недописал / не дописал, то здесь есть аргументы как в пользу слитного, так и в пользу раздельного написания. Фраза, на наш взгляд, будет выглядеть гармоничнее, если все три глагола Вы напишете слитно.

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

В приведенном Вами примере верно слитное написание недописал в значении ‘написал меньше нужного’ и раздельное написание в значении ‘не смог (не захотел, не успел. ) дописать’.

В заключение немного юмора. На разнице в значении глаголов недоедать ‘есть недостаточно, плохо питаться’ и не доедать ‘не съедать до конца’ основан юмористический эффект в известном анекдоте советской эпохи. Рабочие пишут письмо в ЦК КПСС: «Мы, пролетарии Нечерноземья, прочитали в «Правде», что негры в Африке недоедают. Нельзя ли все, что они не доедают, присылать нам?»

Как пишется «не дописала»: слитно или раздельно?

Почему? Правописание, правило.

Как правильно пишется слово: «не дописала» или «недописала»?

Как правильно писать слово: «не дописала» или «недописала»?

Какая часть речи слово не дописала?

Пример предложения со словом не дописала?

Недописала или не дописала?

Выбор в написании, на мой взгляд, зависит от контекста, от смысла, вложенного в него.

Напишу слитно слово «недописала», имея в виду, что действие было выполнено, но ниже какой-то определенной нормы:

Недописала свой ответ, а умчалась на прогулку с собакой.

В этом случае в сотсаве глагола имеется приставка недо-:

Возможен в контексте и раздельный вариант написания глагола «дописать» с отрицательноцй частицей «не», например:

Настюшка писала-писала упражнение по англискому языку и все-таки не дописала его до конца. Действие не выполнено до конца.

Обратим внимание, что в таком случае в сообщении обязательно имеется зависимое от глагола слово «до конца». не досмотрела фильм до конца;

не досмотрела фильм до конца;

не дорисовала уши мышке.

Во всяком случае, в русском языке есть глагол «дописать» и есть глагол «недописать».

Сравните.

Вероятны и раздельный (чаще), и слитный (реже) варианты.

В зависимости от вносимого смысла, будет по-разному произведён и разбор по составу.

Добрый день. Давайте узнаем как пишется слово «(не)дописала» (слитно или раздельно).

Данное слово отвечает на вопрос «что сделала», поэтому его нужно отнести части речи глагол.

Глаголы пишем раздельно с частицей «не», если слово существует без её.

Правильный ответ: «не дописала».

Сочинения я еще не дописала.

Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово («требуется») отвечает на вопрос «что делает?» (или «что делается?», если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.

А первое слово («не») не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово «требуется», но не может быть слова «нетребуется». Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с «НЕ».

Итак, глагол «требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с «НЕ». Писать «нетребуется» нельзя.

Других доказательств не потребуется.

Предложение.

Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова «чёрно-белый» совершенно семантически равноправны.

Писать «чёрно белый» (раздельно) или «чёрнобелый» (слитно) нельзя.

Например (предложения).

1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.

2) Отрицание:

Случай этот отнюдь не преступный.

Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.

Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона «неприступный» (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово «неприступный».

Предлоги нельзя в таких случаях подсоединять к личным местоимениям. Подобные примеры: «с тобой (с тобою)», «с ней (с нею»)», «с ним».

Писать «сомной» нельзя. Нужен пробел.

Предложения:

Слово «повеселее» находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц («получше», «понастойчивее», «похуже» и так далее).

Элемент «по-«, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.

Оттолкнёмся от имени прилагательного «весёлый» и от наречия «весело». И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:

Например.

Источник

Как правильно пишется: “вместе” или “в месте”?

Согласно орфографической норме русского языка оба варианта являются правильными. Слитное или раздельно написание будет зависеть от части речи, к которой относится данное слово.

Почему пишем слитно?

Мы пишем слово слитно, если в предложении оно играет роль наречия.

Мы руководствуемся следующим правилом:

“Слитно пишутся наречия, которые образованы от существительного с предлогом, при условии что между ними невозможно вставить определение без изменения смысла”.

Также, к существительному невозможно будет поставить падежный вопрос.

Почему пишем раздельно? 

Мы пишем сочетание раздельно, если в предложении оно играет роль существительного с предлогом. В данном случае существительное “месте” употребляется в своем прямом значении. Как правило, это сочетание будет иметь в предложении зависимое слово.

Как понять, что перед нами существительное с предлогом, а не наречие?

Между предлогом и существительным можно будет вставить определение.

А также существительное “месте” будет употреблено в своем прямом значении.

Например:

  • в месте – в этом месте
  • в месте – в красивом месте

Примеры для закрепления:

Правописание слов в месте

Что же касается выражения в месте, то здесь мы имеем дело с предлогом в и существительном место в предложном падеже, а, как известно, существительные с предлогами пишутся раздельно. Проверить это можно вставив между предлогом и именем существительным какое-либо слово, например, указательное местоимение или прилагательное:

Екатерина Александровна живёт в прекрасном месте прямо у утёса.

Примеры предложений

  1. Серёжа уже искал кошелёк в том месте, где ориентировочно его оставил, но всё безрезультатно.
  2. Тань, а ты помнишь, что раньше в этом месте стоял большой кинотеатр?
  3. «Кажись, мы застряли в этом непристойном месте навсегда!» — негодовал друг Вовки.
  4. В месте, где когда-то расстилался мягкий зелёный газон, теперь растёт один лишь сорняк.
  5. — Давай встретимся в месте, которое на нашей секретной карте отмечено звёздочкой. — Договорились!

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Значение слова «дописать»

1. Окончить писание; написать до какого-л. предела. Дописать картину.Я было начал другую вещь — и вдруг схватился за эту и работал несколько дней с увлечением. Теперь осталось дописать несколько страниц. Тургенев, Письмо Ф. М. Достоевскому, 18 (30) марта 1862. Начнете роман, допишете до середины, а потом ляжете на диван и будете лежать полгода. Чехов, Письмо В. А. Тихонову, 11 ноября 1889.

2. Написать дополнительно, приписать. Дописать несколько строк к письму.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ДОПИСА’ТЬ, ишу́, и́шешь, сов. (к дописывать), что. Докончить писание чего-н. Д. страницу. Д. картину.

дописа́ть

1. закончить писа́ть (текст) ◆ ― Послушай, Вася, а ты дописал те бумаги. ― Нет… ещё не дописал. Ф. М. Достоевский, «Cлабое сердце», 1848 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Я, не докончив последнего к тебе письма, собирался дописать его к следующей же почте, но тут столько скопилось дела, что, право, не мог уделить тебе и минуты времени. А. О. Корнилович, Письмо М. О. Корниловичу, 1834 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Плутоватому подьячему заметил: ― Чего не допишешь на бумаге, то я тебе допишу на спине! Д. С. Мережковский, «Петр и Алексей», 1905 г. (цитата из НКРЯ)

2. написать до какого-либо предела ◆ Вздохнув, я взялся переписывать наново. Дописал до половины, загляделся на скачущего по подоконнику воробья и задумался. А. П. Гайдар, «Судьба барабанщика», 1938 г. (цитата из НКРЯ)

3. написать дополнительно, приписать ◆ Погоди-ка, я тут допишу одну фразу, а то потом забуду… Он дописал фразу и стал переодеваться. И. Н. Потапенко, «Не герой», 1891 г. (цитата из НКРЯ)

Источник

Как правильно пишется слово «дописанный»

Делаем Карту слов лучше вместе

Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова сомлеть (глагол), сомлел:

Предложения со словом «дописанный&raquo

Дополнительно

Предложения со словом «дописанный&raquo

Внизу обнаружилась новая строфа, дописанная витиеватым почерком с левым наклоном.

Рррраз – и двадцати лет не прошло, как я вытаскиваю свои немногочисленные дописанные рассказы и леплю из них вот этот сборничек.

Только дописанная картина и недопитый чай – вот всё, что осталось от меня в родном мире…

Морфология

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Фонетические особенности слова «дописать»

Слово «дописать» относится к глаголам I спряжения и имеет корень «писа-«. При добавлении приставки «до-» происходит смысловое уточнение, что происходит продолжение действия, начатого ранее.

Фонетически слово «дописать» содержит в себе звонкий согласный звук «п» и шумный звук «с». Форма множественного числа от слова «дописать» — «дописывать» — имеет в своей форме шумный звук «в» и звонкий звук «б» в конце слова.

  • Правильное произношение: допизать
  • Неправильное произношение: дописать (с звучащей «с»)
  • Аналогичные слова: дополнять, добавлять, продолжать

Фонетические особенности слова «дописать» имеют важное значение при его правильном произношении и понимании смысла, а также при правильной орфографии и грамматике в целом

Основные правила написания слова «дописать»

В русском языке существует несколько правил написания слова «дописать». Основная трудность заключается в определении правильного написания приставки «до».

  • Если после приставки «до» следует согласная буква, то приставка пишется раздельно: «до писать».
  • Если после приставки «до» следует гласная буква, то приставка пишется слитно: «дописать».
  • Существует еще один вариант написания слова «дописать» — через дефис: «до-писать». Однако этот вариант используется крайне редко и является менее устойчивым.

Важно обратить внимание на правописание при сопряжении слова «дописать» с другими словами. Например, в словосочетании «дописать роман» приставка «до» пишется слитно, так как перед гласной буквой «о» стоит согласная буква «п». А в словосочетании «до победного» приставка пишется раздельно, так как после нее следует согласная буква «п»

А в словосочетании «до победного» приставка пишется раздельно, так как после нее следует согласная буква «п».

В целом, правила правописания слова «дописать» являются довольно простыми и запоминаются легко. Однако, чтобы избежать ошибок, следует проверять написание слова при использовании приставки «до» и, при необходимости, использовать словарь.

Правописание слова вместе

Согласно правилам русского языка слово вместе пишется слитно, то есть в одно слово, в том случае, если в предложении оно является обстоятельством, выраженным наречием. Так как к любому наречию можно задать вопрос «как?», то и слово вместе отвечает на вопрос «как?».

Примеры предложений

  1. Мы долго шли вместе по узкой тёмной лесной тропинке, окруженной высоченными засохшими деревьями, с сучков которых тут и там свисали пауки да летучие мыши. С каждым шагом идти вперёд становилось всё более жутковато, однако возвращаться назад уже никому, кажется, не хотелось.
  2. «Нам ничего не остаётся делать, кроме как собраться всем вместе, развести огонь и стараться не заснуть до прихода спасателей», — стоял на своём Евгений Васильевич.
  3. С раннего утра с кухни доносилась знакомая с детства песня: «Вместе весело шагать по просторам, по просторам, по просторам…»
  4. «Вместе мы всё преодолеем!» — кричал слоган на одном из рекламных баннеров кандидата в депутаты Государственной Думы.
  5. Одноклассница, встретив Олю на перекрёстке Луначарского и Ленина, с любопытством вопрошала: «И сколько вы уже вместе?»

допи́сать[править]

Морфологические и синтаксические свойстваправить

  будущ. прош. повелит.
Я допи́саю допи́салдопи́сала
Ты допи́саешь допи́салдопи́сала допи́сай
ОнОнаОно допи́сает допи́салдопи́саладопи́сало
Мы допи́саем допи́сали допи́саем допи́саемте
Вы допи́саете допи́сали допи́сайте
Они допи́сают допи́сали
Пр. действ. прош. допи́савший
Деепр. прош. допи́сав, допи́савши
Пр. страд. прош. допи́санный

до—пи́—сать

Глагол, совершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 1a.

Приставка: до-; корень: -пис-; суффикс: ; глагольное окончание: -ть .

Семантические свойстваправить

Гипонимыправить

Этимологияправить

Из до- + писать, далее от форм, связанн. с нов.-в.-нем. pissen, англ. piss, ср.-ниж.-нем. pissen, шв. pissa, датск. pisse — то же, которые производятся из франц. pisser, ст.-франц. pissier (ХII в.), ит. рisсiаrе, ономатопоэтического образования из речи кормилиц. Этимологи пытаются установить родство с писк, пищать, норв. pista «свистеть» и близкими словами. Ср.: диал. пысать. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
  • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

Как писать: слитно или раздельно

Первым делом людей беспокоит написание: как пишет слово «помимо» – слитно или раздельно?

Задумываясь, как пишется «помимо» или «по мимо», запомните для себя раз и навсегда, что нет даже возможности написать один из этих вариантов.

Нет ни одного правила позволяющего написание этих частей раздельно. Раздельное написание в русском языке приемлемо только в случае, если между частями речи, которые вы желаете написать раздельно, можно поставить предлог. Если же предлог невозможно «впихнуть» между частями, то они должны писаться вместе!

Также есть вариант, что эти два языковых элемента являются самостоятельными и каждый из них имеет собственное значение! Однако данный случай не является таковым, что снова доказывает, этот предлог пишется вместе.

Кроме того, аргументом к этому есть то, что данное слово и есть предлог! Предлоги, априори, не могут разделяться ничем, в том числе пробелами.

Слитное написание слова «чтобы»

В кон­тек­сте это сло­во может быть под­чи­ни­тель­ным сою­зом. В рус­ском язы­ке союз «что­бы» пишет­ся слит­но.

Автор — Анна Беловицкая (dalwen)

Убедимся в этом, если про­ана­ли­зи­ру­ем сле­ду­ю­щие при­ме­ры предложений.

Училась рисо­вать (с какой целью?), что­бы посту­пить в худо­же­ствен­ную школу.

Перед нами при­да­точ­ная часть цели, при­со­еди­нен­ная к глав­но­му пред­ло­же­нию под­чи­ни­тель­ным сою­зом «что­бы». Союз не делит­ся на части, а пред­став­ля­ет собой еди­ное сло­во, кото­рое в рус­ском язы­ке пишет­ся слитно.

Рассмотрим дру­гое высказывание:

Не слы­ша­ла (чего?), что­бы отец повы­шал голос.

В этом при­ме­ре к глав­ной части слу­жеб­ная часть речи под­чи­ни­тель­ный союз «что­бы» при­со­еди­ня­ет при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное предложение.

Вывод

Итак, если «бы» мож­но изъ­ять из пред­ло­же­ния или пере­не­сти в дру­гое место, то перед нами место­име­ние «что» и части­ца «бы», кото­рые как само­сто­я­тель­ные сло­ва раз­ных частей речи пишут­ся раздельно.

Учтем, что к место­име­нию мож­но задать вопрос как к пол­но­прав­но­му чле­ну предложения.

Если «бы» явля­ет­ся орга­нич­ной частью сло­ва, его нель­зя убрать, не нару­шив смыс­ла выска­зы­ва­ния, то это под­чи­ни­тель­ный союз в слож­но­под­чи­нён­ном пред­ло­же­нии. Союз не явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния, к нему нель­зя задать вопрос. Союз «что­бы» соглас­но пра­ви­лу орфо­гра­фии пишет­ся в одно слово.

В устой­чи­вом выра­же­нии «во что бы то ни ста­ло» все сло­ва пишут­ся раздельно.

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Правило

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от  правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ  -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ  -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь  — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).

Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грамматический портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: